Художественная ковка- железная сюита.
Кое-что из истории
Точное время возникновения художественной ковки как отдельного вида прикладного искусства установить невозможно. Однозначно можно сказать, что зародилась она давно. Первые косвенные упоминания о ней можно найти в строках «Илиады» Гомера, где описываются дворцы Олимпа, созданные богом Гефестом.
Реальные же подтверждения того, что художественная ковка – искусство с многовековой историей, археологи находят по всему миру.
Основной период расцвета этого искусства приходится на средневековье, время величественных замков с коваными воротами и необычными оконными решетками, украшенными витыми железными спиралями, время доблестных рыцарей в сверкающих кованых доспехах и на заказ изготовленных шлемах и время искусно выкованных мечей с индивидуальными рукоятями.
Различные элементы художественной ковки довольно-таки часто встречаются в европейской архитектуре, датированной XI–XII веками, самым известным представителем ковки этого периода являются ворота Нотр-Дам де Пари. В данный период художественная ковка интенсивно использовалась при украшении различных церквей, костелов, соборов.
В XIII–XIV веке спрос на кованые изделия необычной формы растет среди состоятельных горожан Европы. Большинство предметов интерьера содержат в себе элементы ковки: изящные кованые подсвечники, массивная мебель, дополненная коваными ручками и петлями, огромные сундуки, изящные потолочные люстры.
В XVI веке художественная ковка все чаще встречается снаружи дома: дверные кольца, торчащие из пасти животных, изящные балконные перила, мостовые ограждения с многочисленными фигурами.
На территории Руси художественная ковка расцвела в полную силу в период правления Петра I, который активно заботился не только о внешнем виде своих подданных, срезая бороды, но и о внешнем виде их домов.
Богатые семьи украшали свои дома неповторимыми коваными оградами, содержащими фамильные гербы и символы семьи, сами дома оберегали массивные статуи львов и химер, а с крыши за происходящим наблюдали многочисленные горгульи.
Упадок искусства художественной ковки пришелся на ХХ век – столетие нескончаемых войн, когда искусство выливать металлические цветы и животных сменилось качественным отливом пуль.
Наш век можно назвать веком возрождения художественной ковки. Популярность изделий из железа вновь растет. Нередко можно встретить неповторимые по своему виду ворота и ограды частных домов, улицы города освещают металлические фонари, обвитые железными цветами, перила и козырьки различных офисов заманчиво зовут к ним прикоснуться, а из общего стиля серого дома выделяется воздушный кованый балкон.
Из чего же сделан этот петух?
Видя изящные металлические линии, ожившие металлические цветы, невольно задаешься вопросом: как это сделано?
Произведения художественной ковки могут быть выполнены с помощью двух видов ковки: горячей и холодной.
В большинстве своем художественные изделия создаются при помощи горячей ковки. При таком виде ковки металл разогревают до определенной температуры, делая его мягким и податливым. Из полученного материала мастер при помощи специальных инструментов создает шедевр ручной работы, аналога которому не найти. Когда мастер заканчивает работать над кованым изделием, его охлаждают, опуская в холодную воду или масло.
Горячая ковка позволяет мастеру изготовить не только ту или иную мебель, ворота, заборы, но и другие произведения по индивидуальным эскизам.
Что касается холодной ковки, то это скорее механизированный процесс, при котором у кованого изделия нет ни индивидуальности, ни души. Такой вид ковки направлен на упрощение работы кузнецов при выполнении большого количества одинаковых изделий.
При холодной ковке детали обрабатываются мышиным способом, при котором именно машина придает заданную форму. Готовые формы при помощи сварки собирают воедино, и получается несколько абсолютно одинаковых изделий.
Каждый из видов ковки выполняет свои определенные функции, поэтому на сегодняшний день нельзя отказаться от одного вида в пользу другого. Тем более что зачастую художественная ковка совмещает в себе оба вида. Так, например, флюгер в виде петуха может быть выкован с использованием и горячей, и холодной ковки. Перья, тело, хвост и лапы изготавливаются руками мастера, а вот клюв или подножье с указанием сторон света можно выполнить и при помощи холодной ковки.
Где, как и зачем?
Несмотря на своеобразие кованых предметов, область их применения довольно широка как с практической, так и с дизайнерской точки зрения.
Металлические изделия очень прочны, надежны и долговечны, при этом требуют минимального ухода за собой и, несмотря на свою холодность и мощь, могут придать достаточно уютный образ любому интерьеру как квартиры, так и загородного коттеджа.
Кроме того, кованые изделия имеют замечательную особенность дополнять другие изделия, выполненные из различных материалов: вспомните, как гармонично смотрится деревянная скамья с коваными ручками или металлический ажурный столб, сковавший стекло фонаря. Даже зеркало, оформленное в железную раму, смотрится богаче, нежели в деревянной раме.
Если рассматривать кованые изделия с функциональной точки зрения, то такие изделия прослужат верой и правдой не один десяток лет, ведь заборы и ограды старых мещанских домов стоят до сих пор, хотя самих домов уже нет, да и витая лестница вряд ли расшатается и заскрипит.
А где поместить изделие из художественной ковки, собственник может решить сам: вариантов масса. Приютить ли в углу кованые каминные аксессуары или резную вешалку для одежды, подвесить ли к потолку железную люстру или небольшие ночные торшеры, разместить на своем дворе беседку с крышей из железных цветов или перекинуть ажурный мостик через свою речку…
Опубликовано:15 февраля, 2023admin