Художественная ковка — сюита застывшая в металле
Умельцы из великой России с давних времен славились мастерством в области художественной обработки металлов. Им удавалось изготавливать своими руками предметы быта и оружие; также подвластно им было изготовление решеток, ворот, ограждений и скульптур, которые перевоплощались в самые настоящие произведения искусства.
Этот ритм и композиция, пластика изделий не имеют аналогов во всем мире. На протяжении исторического пути огромного и могучего государства России можно с легкостью проследить рост развития различных видов художественной металлообработки: как зародилась эта промышленность и какие национальные традиции дошли до нашего времени.
Железо -металл, освоенный человечеством много лет назад, а точнее в древние времена, быстро оказался в ряду наиболее важных материалов для человечества, стал использоваться как в быту, так и в военном деле. Впервые обработка железной руды была проведена во втором тысячелетии до нашей эры. В те древние для нас времена умение добывать, перерабатывать и обрабатывать железо символизировало для государства его военную мощь и богатство.
Первое время люди металл обжигали в глиняных печах и ямах, затем умельцы перешли к более крупной обработке – промышленной обработке металла. В XVI веке у нас возникло новое понятие: художественный металл. Главную роль в этом сыграло очень бурное и стремительное развитие промышленности изготовления оружия. Художники и мастера украшали оружие различными гравировками, позолотой, инкрустациями.Наряду с этим развивались городские архитектурные, художественные украшения, которые с очень тонким вкусом и богатой фантазией были выполнены из металла.
Первыми появились лестничные ограждения, фонари, ворота, козырьки, кованые решетки, флюгеры – все это в целом придавало изысканный облик улицам и зданиям. В то время была знаменита семья металлургов Демидовых, их родословная дошла и до нас. Демидов Никита Антуфьев и наследники его дела Акинфий и Никита занимались плавкой чугуна, крупным производством боеприпасов и пушек, ружей. За их преданную службу государству они получали земли, на которых возводили новые крупные металлургические заводы.
И в наше время изделия из металла, полученные с помощью художественной ковки и литья, очень широко применяются в оформлении архитектуры и градостроительства. Благодаря усилиям семьи Демидовых было построено более двадцати заводов, а благодаря их трудам совершенствовались технологии по переработке металла. Работы Демидовых получили признание в Европе. Но кроме того, были и другие оружейники, которые внесли свой личный вклад в развитие российской металлургии: Левинцев, Баташов, Данилов, семья Красильниковых, семья Мосоловых. В результате их труда было выплавлено очень большое количество металла для производства высококачественного оружия.
Наряду с металлургией развивалась и технология ручной ковки. Для работы с ручной ковкой использовались те же инструменты и приспособления: мехи, горн, молотки и клещи, различного вида наковальни. При ручной ковке металл по-прежнему расплющивается, скручивается в различные виды фигур, вытягивается, сваривается, рассекается и расковывается. Единственным новшеством в ручной ковке стало использование слесарных приемов.
Кузнечество в России во все времена являлось одной из самых востребованных профессий. Кузницы строились не только в городах, но и в деревнях, а там, где были найдены залежи железных руд, возводились десятки и сотни кузниц. Кованые изделия различного вида и назначения изготавливались в два раза быстрее, в отличие от литых, так как это было проще, а служили они не менее надежно. Притом внешний вид их отличался оригинальностью. По данным причинам различные кованые изделия (решетки, петли, ворота, ручки и т.д.) пользовались хорошим спросом у всего населения, в самых различных слоях общества.
Необычное сочетание выразительности и покорности металла в изделиях, изготовленных художественной ковкой, способно разбудить восторг и восхищение в сердце любого человека.
В наше время для обработки металла и создания композиции из него используют многочисленные методы. Различают два основных вида ковки: холодная ковка (машинная ковка) и горячая ковка (ручная ковка).
Холодная ковка – это прорыв в современных технологиях. Изделия, изготовленные таким образом, не уникальны, поскольку сделаны с помощью заготовок. Суть холодной ковки заключается в том, что при помощи дополнительных приспособлений из металла готовятся первоначальные заготовки. Вполне типичные заготовки – можно сказать, не эксклюзивные. После чего они проходят обработку с помощью машин, придающих им форму и создающих различные узоры. Собрать воедино кованые элементы помогает сварка.
Изделия, изготовленные с помощью холодной ковки, гораздо дешевле на рынке, чем их «собратья». И назвать эти кованые изделия произведением искусства уже точно нельзя. Для изготовления изделий из металла методом холодной ковки требуется наиболее сложное оборудование. Способ холодной ковки подходит для создания более дешевых кованых изделий, не требующих эксклюзивности.
Теперь о горячей ковке. Ее, в отличие от холодной, можно назвать настоящей ручной работой. При горячей ковке нет стандарта и обыкновенных типовых изделий. Вся работа с металлом начинается при температуре, которая выше температуры кристаллизации. Когда металл достигает этой температуры, он становится мягким и пластичным, как пластилин. При помощи специальных дополнительных инструментов мастер-кузнец придает металлу необходимую форму и композицию, и он прямо на глазах превращается в необычное произведение искусства. После того, как кузнец придал форму своему кованому изделию, он его охлаждает, помещая в бочку с водой. Процесс художественной горячей ковки очень трудоемкий, требует большого мастерства и терпения.
При использовании художественной горячей ковки возможно создание совершенно любых кованых изделий, таких как аксессуары для дома, мебель, заборы, ворота, сувениры и т.д. При этом каждое изделие художественной горячей ковки будет индивидуальным. Горячая ковка позволяет работать кузнецу по эскизам, проводя эксперименты с формой. Единственным недостатком ее является более высокая цена и невозможность изготавливать изделия широкого потребления.
Говорить о том, какой из этих способов ковки лучше, не совсем правильно. Каждое из этих направлений решает свои задачи.